ДОБРОЕ ДЕЛО

 

Страница Сергея Голованова

 

Построить дом

 

Не задумываясь, мы отдаем работе лучшее время своей жизни. Так делали наши родители. Но, прежде чем приняться за работу, нужно знать, в чем ее высшая цель. Надо хотя бы в общих чертах представлять, какие проблемы решает современная экономика: что она обещает, а что нет. Как сказала одна учительница: «Работа – это все лишь средство поддержания материального существования, причем в моем случае – очень слабое средство».

 

 

Обратимся к седой древности. Слово «экономика» – греческое. Оно может быть буквально переведено на русский язык как «закон дома», «домостроительство» или «управление домом». Эта этимологическая справка расставляет все по своим местам. Кажется, все понятно. Домом надо управлять. Если о строении не заботиться, то оно постепенно само по себе приходит в запустение. Не надо ничего разбивать и распиливать, все рухнет со временем само. Плохая экономика заключается в том, что дом в результате ее применения начинает разваливаться: пол проваливается, крыша проседает и стены рушатся.
 

10 сентября 2008 года

 


Позитивная экономика состоит в том, чтобы вступить во владение маленьким домиком, а затем расстроить его в прекрасный особняк, где у каждого члена семьи будет свое пространство, а сам дом будет окружен дивным садом. И в солнечный день, и в дождь в саду можно сидеть, смотреть вдаль и мечтать.

 

 Сад – это прообраз рая, идеального состояния человечества. Если особняк в результате управления превращается в неказистую избушку, то это можно назвать отрицательной экономикой. Это уже не домостроительство, а доморазрушение. Чем быстрее удается остановить отрицательную экономику, тем лучше. Лучше вообще ничего не делать, чем участвовать в бессмысленном труде.

 

Об искусстве управления домом на протяжении прошедших двух тысяч лет сказано множество поучений и написано много трактатов, например «Домострой» в эпоху Ивана Грозного.
Я выбираю притчу о неверном управителе из Евангелия.
Эта притча очень проста. Она понятна, как слушателям Иисуса Христа две тысячи лет назад, так и нам, людям постиндустриального общества.
 

14 августа 2008 г.

У владельца имения был эконом, который всем управлял. Владельцу донесли, что управление стало расточительным, и он несет убытки. Владельцу не понравился такой «эффективный менеджмент». Он решил уволить старого управляющего и нанять нового. Это стало ударом для старого эконома. Он подумал, что лучшие годы были посвящены работе на хозяина. Наступила осень жизни. Вряд ли он будет востребован на рынке труда. Вряд ли он сможет найти такую же важную должность, тем более после того, как пойдут слухи, что его уволили за плохое управление. Кто захочет нанять управляющего, который развалил хозяйство? Всякому домовладельцу будет понятно, что если эконома уволили без пенсии на старости лет, то это не просто так. Эконом задумался: работы по специальности ему уже найти, а просить милостыню он стеснялся. Наконец, он придумал, как спастись: он пригласил должников своего хозяина и предложил переписать долговые расписки в их пользу. В результате оказывалось, что они должны гораздо меньше. Это было должностным преступлением. И сейчас махинации с бухгалтерской отчетностью строго наказываются. Тем не менее, хозяин дома не отдал своего неверного эконома под суд, а напротив, похвалил за смекалку.

Это не столь невероятно, как может показаться на первый взгляд. Евреи высоко ценили находчивость и практичность. Мало того, для них не существовало существенной разницы между высшей религиозной мудростью и житейскими делами.
Хозяин хорошо понимал, что главным принципом экономики является созидание собственного дома. Это то, чего был лишен его управляющий. Эконом отдал лучшие годы своей жизни, управляя чужим имением, и должен был надеяться, что, состарившись, он получит возможность проживать на покое в этом имении. Поэтому, неожиданно оказавшись на грани увольнения, он сумел быстро сориентироваться и найти выход для себя лично. Подделав отчетность в пользу должников, он справедливо рассчитывал, что, оказавшись за воротами, он найдет приют у тех, в чью пользу он сделал подлог.

 

 

У этой притчи - множество уровней восприятия. Множество толкователей рассмотрели ее с разных точек зрения. Тем не менее, можно просто понять ее буквально.
Можно подумать о том, что в положении управляющего может оказаться всякий человек, работающий по найму. В любой момент неизвестный доброжелатель может сообщить вышестоящему начальнику о чем угодно, и карьера всякого человека может пойти под откос. А в связи с тем, что современный человек придает чересчур большое значение работе по найму, это может стать началом личной трагедии. Какими бы прекрасными и выдающимися не были начальники, в конечном счете, они то же – винтики в большом механизме. Стоит покачнуться положению одного человека, и с ним вынужденно уходит вся команда, которую он привел и на которую опирался.

 

31 июля 2008 г.

Поэтому нужно важно знать, ведет ли участие в большой экономике к малой экономике - строительству нашего собственного дома. Если ведет, то эту экономику мы можем назвать позитивной. Это - действительно «домостроительство». А если свой «домик с окнами в сад» не просматривается, то это - «доморазрушение».
Если в результате участия в экономике ухудшается здоровье, рушатся отношения в семье и падает настроение, то это знак того, что разваливается дом нашей жизни. Мало кто может сказать, что экономические вопросы его не волнуют. Лучшее время нашей жизни уходит на экономику. Вначале мы зарабатываем на себя, а потом на своих детей. Стремительно летят годы. Мы оглядываемся и замечаем седины на своих волосах. Считаем годы до пенсии, в надежде, что экономические вопросы там волновать не будут.

 
 

На кого я работаю? На себя или на хозяина? Ведет ли моя работа к созиданию моего дома? Вот главные вопросы, которые нужно задать себе, прежде чем включиться в гонку на выживание и ставить будильник на завтра.
Созидание своего дома это – не просто цель экономики, это и есть сама экономика. Это и есть «домостроительство».

На главную страницу

© Сергей Голованов, 2008 г.

 
Hosted by uCoz