Римская школа восточной литургиологии

Создано 1.01.2011

I

Проф. Хуан Матеос

Методология школы

Законы литургического развития Антона Баумштарка,
немецкого ориенталиста и литургиолога (1872–1948), основателя школы сравнительной литургики

Учреждения:

Папский Восточный институт

Сайт (IT)

Папский литургический институт Университета Св. Ансельма

Сайт (IT)

II

Проф. Роберт Тафт

Проф. Габриела Винклер

Баумштарк описал свой метод в серии из 10 лекций, прочитанных в 1932 г. в монастыре Аме-сюр-Мёз (Amay-sur-Meuse) в Бельгии и опубликованных на французском языке в классическом труде Liturgie comparée = английская версия Comparative Liturgy (Westminster, MD: The Newman Press, 1958), 3-е издание, (Collection Irénikon, Chevetogne: Éditions de Chevetogne, 1953).

 

III

Проф. Стефано Паренти

Док. Абрахам-Андреас Тирмайер

Док. Стефан Костер

Проф. Марк Морозович

Епископ док. Грегор Мария Ханке

 

1. Развитие литургических обрядов происходит от разнообразия к единообразию, а не наоборот. Этому главному направлению противостоит обратная реакция. Поскольку частные обряды развиваются к большему внутреннему единству, у них возникает тенденция к разностороннему развитию и обретению местного колорита при приспособлении к конкретным обстоятельствам.
2. Литургические чины развиваются от изначальной простоты к возрастающей сложности. Но чрезмерная сложность может позже спровоцировать меры, направленные на радикальное сокращение богослужения.
3. Развитие литургии — всего лишь последовательность частных событий. История литургии заключается не в едином магистральном возрастании всех чинов, как однородного тела, но проходит через отдельные события в истории богослужебных чинов. Постижение литургии возможно не через обобщение, а через терпеливое исследование каждого составляющего элемента.
4. Чем старше текст, тем меньше он находится под влиянием Библии. Буквальная зависимость от Священного Писания сигнализирует об относительной новизне литургического текста.
5. Позднейший текст более стилистически выверен (симметричен). Стилистическая гладкость выдает недавнюю дату составления или редактирования текста.
6. Позднейший богослужебный текст более насыщен вероучительными элементами.
7. Литургический текст развивается в сторону большего красноречия. Пример: развитие анафоры свт. Иоанна Златоуста от ранней к поздней редакции происходил по законам греческой риторики.
8. В двунаправленном процессе приращения и сокращения, описываемом законом № 2, новейшие элементы могут некоторые время сосуществовать со старыми, пока в конечном счете не вытеснят их. Обычно наиболее древние и исконные элементы уступают место продвигающимся новациям.
9. Древнейший обиход может сохраниться в наиболее сакральные литургические периоды. Пример: во время Великого поста в воскресные дни совершается Литургия свт. Василия Великого, как это было всегда до XI в. Но затем согласно закону № 8 новая тенденция, служение Литургии свт. Иоанна Златоуста, вытеснило литургию свт. Василия с ее позиции, оставив ей место только в наиболее сакральные моменты литургического года.
10. Исконно утилитарные литургические действа со временем усваивают символическое значение. Следствиями этого закона являются законы вербализации ритуала (если есть действо, то для него надо написать молитву) и ритуализации слов (если есть молитва, то для нее надо придумать действо).

 
 

Баумштарк вызвал в литургической науке сдвиг парадигмы: он наповал убил господствующую теорию об исконном единообразии обрядов и основанные на ней конфессиональные построения о происхождении богослужения определенной церкви в неизменном виде непосредственно от апостолов. Баумштарк опроверг устоявшееся видение о том, что все обряды восходят к единой апостольской пралитургии. Согласно Баумштарку сначала было множество местных литургий, которые постепенно развились в семьи (римскую, антиохийскую, иерусалимскую и т. п.).

На главную страницу © С. В. Голованов, 2011 г.

Это не средство массовой информации

 

Hosted by uCoz