Роберт Тафт

Проф. Роберт Тафт о современном состоянии литургиологии и ее научного контекста  

Создано 28.08.2011

Из лекции памяти о. Александра Шмемана, прочитанной 30 января 2009 г. на симпозиуме «The Past and Future of Liturgical Theology: Celebrating the Legacy of Fathet Alexander Schmemann [Прошлое и будущее литургического богословия: отмечая юбилей о. Александра Шмемана]», состоявшемся в Свято–Владимирской Православной Богословской семинарии ПЦА в Йонкерсе (шт. Нью-Йорк) 29–31 января 2009 г.

 

 

ВЫШЕ

 

 

Реалии «повседневности»  
 

В современной научной школе во многих областях прослеживается подход, которой можно назвать исследованием «повседневной жизни» (ἡ καθημερινή ζωή, la vie quotidienne, der Alltag), об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что данное название уже стало устоявшимся термином во многих языках. Что касается Византии, то в качестве примера подобного исследования следует назвать всеобъемлющее собрание хаотичной документации о византийской жизни, изданное Федоном Кукулисом

 

Βυζαντινῶν βίο καί πολιτισμό, 5 vols. = Vie et civilisation Byzantines // Collection de l’Institut français d’Athènes. Vol. 10, 12, 43, 73, 76. Athènes: Institut français d’Athènes, 1948–1952. Среди других работ, где идет речь о территории Византии см., например, καθημερινή ζωή  στό Βυζάntio. Ἀθῆναι 15–17 September 1988 Ἀθῆναι: Κέντρο Βυζαντινῶν, 1989; Rydén L., Rosenqvist J.O. (eds.) / Aspects of Late Antiquity and Early Byzantium. Papers Read at A Colloquium Held at the Swedish Research Institute in Istanbul, 31 May—5 June 1992. Swedish Research Institute in Istanbul. Transactions vol. 4, Stockholm: Almqvist & Wiksell International, 1993; Ellis L. & Kinder F. L. (eds.) / Travel, Communications and Geography in Late Antiquity Sacred and Profane. Aldershot/Burlington: Ashgate, 2004; Dark K. (ed.) / Secular Buildings and the Archaeology of Everyday Life in the Byzantine Empire. Oxford: Oxbow Books, 2004. Запад: Ariès Ph., Duby G. (eds.) / A History of Private Life, trans. A. Goldhammer. 5 vols. Cambridge, MA/London: Belknap Press of Harvard University Press, 1987–1991.

 

 

Г. Г. Литаврин

А. П. Каждан

Российские византологи Геннадий Григорьевич Литаврин с его работой «Как жили византийцы?» (Москва: Наука, 1974) и Александр Петрович Каждан с микроскопическим исследованием «Сколько ели византийцы» (Вопросы истории. 1970. № 9. C. 215–218) в новом тысячелетии нашли себе последователей.

Food and Drink in Byzantium / Mayer W. & Trzcionka S. (eds.) // Byzantina Australiana. Vol. 15. Brisbane: Association for Byzantine Studies, 2005; Eat, Drink, and Be Merry (Luke 12: 19)—Food and Wine in Byzantium. Papers of the 37th Annual Spring Symposium of Byzantine Studies, in Honour of Professor A.A.M. Bryer / Brubaker L. & Linardou K. (eds.) // Society for the Promotion of Byzantine Studies Publications. № 13. Ashgate: Variorum, 2007.
 

 

Следует упомянуть «Daily Life in Byzantium [Повседневная жизнь в Византии]» Сирила Мэнго, «Orthodoxie und Alltag [Православие и повседневность]» Ханса-Георга Бека (Byzance-Byzantium. Tribute to Andreas N. Stratos / Stratos N. A. (ed.), 2 vols. Athens, 1986. II, 329–346.), исследование Анджелики Лайу жизни константинопольских женщин, массу других недавних работ о женщинах в Византии и новую увлекательную серию «Réalités byzantines [Византийские реалии]» (Paris: Éditions P. Lethielleux, 1989–) под редакцией выдающихся французских византинистов Сесиль Моррисон и Жака Лефора. Все указанные труды посвящены тому явлению, которое Александр Каждан назвал «homo byzantinus», и написаны на основе множества игнорируемых до определенной поры источников.

 

Главные документы для исследований подобного рода, попавшие в поле зрения современной научной школы, простираются от фрагментов египетских папирусов до записок путешест-венников и паломников, от фольклора до агиографии.

 

Сайт болландистов

В данной сфере исследований лидируют бельгийские иезуиты, основавшие в 1607 г. Общество болландистов. Главная работа об истории этого общества и его исследований Delehaye H. L’œuvre des Bollandistes à travers trois siècles. 1615–1915. 2nd ed. (обновлена библиография) «Guide bibliographique» // SH. Vol. 13a. Brussels: SB, 1959; английский перевод: The Work of the Bollandists through Three Centuries. 1615–1915. Princeton: Princeton University Press, 1922; id. The Legends of the Saints: An Introduction to Hagiography. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1961 и самое последнее исследование Aigrain R. L’hagiographie. Ses sources, ses methods, son histoire // SH. Vol. 80. Brussels: SB, 2000; Joassart B. Hipppolyte Delehaye. Hagiographie critique et modernisme. 2 vols. // SH. Vol. 81. Brussels: SB, 2000; id. Godding R., Lequeux X., Straeten J. van der Bollandistes, saints, et legendes. Quatre siècles de recherché. Brussels: SB, 2002. Современное развитие агиографии с актуальной библиографией: Philippart G. Saints здесь Below and Saints Hereafter: Towards a Definition of the Hagiographical Field // SL. № 34. 2004. P. 26–51, особ. 33–51. Дальнейшая библиография: Zanetti U. Le culte des anges et des saints dans l’Italie Byzantine // SOCC. 1999. Vol. 32. P. 141–178, здесь 141ff., 176–78; id. The Baldovin J. F. «Dumbarton Oaks Hagiography Project» Reflections of a User // AB. Vol. 115. 1997. P. 166–193; Relics, Martyrs, and the Eucharist // LM. Vol. 12. Winter 2003. P. 9–19; Déroche V. Pouquoi écrivait-on des recueils de miracles? L’exemple des Miracles de saint Artémios / Jolivet-Lévy C., Kaplan M., Sodini J.-P. (eds.) // Les saints et leur sanctuaires à Byzance. Textes, images et monuments = Byzantina Sorboniensia. Vol. 11. Paris: Publications de la Sorbonne, 1992. P. 95–116; etc. В дополнение к делу болландистов следует упомянуть «Агиографический проект Дамбартон-Оукса» (The Dumbarton Oaks Hagiography Project) с базой данных он-лайн; серию житий с переводом (Washington, DC: Dumbarton Oaks Research Library and Collection) под редакцией Эллис-Мэри Тэлбот.

 

Начиная с первопроходческого исследования 1917 г. приват-доцента Московского университета Александра Петровича Рудакова (1886–1940)

 
 

Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии (Москва: С. П. Яковлев, 1917). Актуальные труды с использованием агиографии в качестве источника достойны подражания: Rydén L. Gaza, Emesa and Constantinople: Late Ancient Cities in the Light of Hagiography; Rosenqvist J. O. Asia Minor on the Threshold of the Middle Ages: Hagiographical Glimpses from Lycia and Galatia / iidem (eds.) // Aspects of Late Antiquity and Early Byzantium. P. 133–144, 145–156 соответственно.

 

огромный массив исторических свидетельств был почерпнут современными агиографами из житийной литературы и привел к историко-критическому исследованию и изданию житий и легенд о святых, что способствовало стремительному продвижению в этом направлении.
Любопытно, что литургиологи оказались последними в осознании этой девственной, практически неистощимой золотой жилы информации относительно реалий литургии: а именно, что обычные люди делали и думали на самом деле — и что сами рассказали об этом, независимо от одобрения их поведения в официальных писаниях (выявление иерархической точки зрения в наших исторических работах о литургии мы называем методом «сверху вниз»). В моей собственной деятельности я обнаружил, что житийная литература и фольклор могут не только подтвердить то, о чем мы время от времени догадывались, но и опрокинуть наши клише, устоявшиеся взгляды и предполагаемые факты, считавшиеся несомненными, таким образом обеспечивая основания для смены парадигм, без которой нельзя продвинуться ни в одной из областей исторической науки.

 
  Полный текст статьи опубликован  

Каталог издателя

На главную страницу © С. В. Голованов, 2011 г.

Это не средство массовой информации

 

Hosted by uCoz