типикон великой церкви

под редакцией Хуана Матеоса

:

Le Typicon de la Grande Eglise. Ms. Sainte-Croix no. 40. Introduction, texte critique, traduction et notes. 2 vols. / Mateos J. (ed.) // OCA. Rome, 1962–63. № 165–166.

 

 

Возможно, самой выдающейся работой Матеоса в восточной литургиологии было образцовое критическое издание Типикона Великой Церкви X века, установившее стандарт для всех последующих изданий литургических текстов. Это великолепно изданный академический инструмент, непосредственно годный к употреблению благодаря обширным примечаниям и указателям, составляющим настоящий комментарий древнего соборного обряда.
 

Роберт Тафт
Открывая послание Иисуса

 

   

Издание представляет собой билингву (оригинальный критический греческий текст с параллельным переводом на французский язык) богослужебного устава кафедрального собора Святой Софии Константинополя X века. Благодаря переводу на современный язык и обширному комментарию этот источник хорошо читается и может быть взят в качестве своеобразного путеводителя по Константинополю своего времени. 

Пример

 

Греческий текст

Стр. 3-4

<Месяц сентябрь>

1. Св. Симеона Столпника, синаксис Богородицы Миасинской (1), 40 жен мучениц и постниц и св. мучеников Аифалы и Аммона.

В тот же день память великого пожара, бывшего в царствующем граде сем (2). Также св. мучеников Агафоклии, Калисты, Евода и Ермогена (3)

<Службы в Великой Церкви>

Последование индикта (4): вечером на парамони [это слово толкуется в указателе издания как вечерня] исполняется последний антифон (5) Приклони, Господи (Пс. 85) и затем Господи, воззвах (Пс. 140) (6). После сего патриарх совершает вход...

Комментарий

(1) Это икона Богородицы в эпоху иконоборчества была брошена в Газурское озеро в Малой Азии, но позже обретена и сохранялась в Миасинском монастыре. См. Janin R. La géographie ecclésiastique de l'empire byzantin. I partie: Le siège de Constantinople et le patriarcat œcuménique. Tome III: Les églises et les monastères. Paris, 1969. P. 249

(2) Рукопись Ox (Бодлианской библиотеки Оксфорда) уточняет: "Во времена Льва Великого", т. е. Льва I (457-474). Пожар произошел 1 сентября 461 г. См. Janin R.

(3) Рукопись Ox уточняет: "<Великая> Церковь совершает память св. Симеона на вечерне, на паннихиде, на утрене и на литургии. Для поминовения пожара и индикта происходит выход на Форум. То же самое Богородицы Миасинской - в Халкопратию". Халкопратия [бронзовые мастерские] был квартал, находящийся перед Великой Церковью. Святилище Пресвятой Богородицы выходило фасадом к западному порталу Святой Софии. См. Janin R. La géographie... P. 246-251.

(4) Cр. стр. 54, примечание относительно идикта.

(5) Cр. стр. 54, примечание относительно идикта.

(6) Cр. стр. 54, примечание относительно идикта.  

 

Французский перевод

 

Каталог издателя  

На главную страницу

© С. В. Голованов, 2011 г.

Это не средство массовой информации

 

Hosted by uCoz