типикон
великой церкви под редакцией Хуана Матеоса |
||
|
: Le Typicon de la Grande Eglise. Ms. Sainte-Croix no. 40. Introduction, texte critique, traduction et notes. 2 vols. / Mateos J. (ed.) // OCA. Rome, 1962–63. № 165–166. |
|
|
Возможно, самой выдающейся работой Матеоса
в восточной литургиологии было образцовое критическое издание Типикона
Великой Церкви X века, установившее стандарт для всех последующих изданий
литургических текстов. Это –
великолепно изданный академический инструмент, непосредственно годный к
употреблению благодаря обширным примечаниям и указателям, составляющим
настоящий комментарий древнего соборного обряда.
Роберт Тафт |
|
Издание представляет собой билингву (оригинальный критический греческий текст с параллельным переводом на французский язык) богослужебного устава кафедрального собора Святой Софии Константинополя X века. Благодаря переводу на современный язык и обширному комментарию этот источник хорошо читается и может быть взят в качестве своеобразного путеводителя по Константинополю своего времени. Пример |
||
Стр. 3-4 <Месяц сентябрь> 1. Св. Симеона Столпника, синаксис Богородицы Миасинской (1), 40 жен мучениц и постниц и св. мучеников Аифалы и Аммона. В тот же день память великого пожара, бывшего в царствующем граде сем (2). Также св. мучеников Агафоклии, Калисты, Евода и Ермогена (3) <Службы в Великой Церкви> Последование индикта (4): вечером на парамони [это слово толкуется в указателе издания как вечерня] исполняется последний антифон (5) Приклони, Господи (Пс. 85) и затем Господи, воззвах (Пс. 140) (6). После сего патриарх совершает вход... Комментарий (1) Это икона Богородицы в эпоху иконоборчества была брошена в Газурское озеро в Малой Азии, но позже обретена и сохранялась в Миасинском монастыре. См. Janin R. La géographie ecclésiastique de l'empire byzantin. I partie: Le siège de Constantinople et le patriarcat œcuménique. Tome III: Les églises et les monastères. Paris, 1969. P. 249 (2) Рукопись Ox (Бодлианской библиотеки Оксфорда) уточняет: "Во времена Льва Великого", т. е. Льва I (457-474). Пожар произошел 1 сентября 461 г. См. Janin R. (3) Рукопись Ox уточняет: "<Великая> Церковь совершает память св. Симеона на вечерне, на паннихиде, на утрене и на литургии. Для поминовения пожара и индикта происходит выход на Форум. То же самое Богородицы Миасинской - в Халкопратию". Халкопратия [бронзовые мастерские] был квартал, находящийся перед Великой Церковью. Святилище Пресвятой Богородицы выходило фасадом к западному порталу Святой Софии. См. Janin R. La géographie... P. 246-251. (4) Cр. стр. 54, примечание относительно идикта. (5) Cр. стр. 54, примечание относительно идикта. (6) Cр. стр. 54, примечание относительно идикта.
|
||
|
Каталог издателя | |
© С.
В.
Голованов, 2011 г. Это не средство массовой информации |