|
Проф. Роберт Тафт о современном состоянии литургиологии и ее научного контекста |
Создано 29.05.2011 |
Из лекции памяти о. Александра Шмемана, прочитанной 30 января 2009 г. на симпозиуме «The Past and Future of Liturgical Theology: Celebrating the Legacy of Fathet Alexander Schmemann [Прошлое и будущее литургического богословия: отмечая юбилей о. Александра Шмемана]», состоявшемся в Свято–Владимирской Православной Богословской семинарии ПЦА в Йонкерсе (шт. Нью-Йорк) 29–31 января 2009 г. |
||
Я благодарен своему прежнему ассистенту ин. Вассе Лариной за прочтение черновика этой лекции и ценные предложения по улучшению содержания.
|
||
Прежде чем проанализировать яркое и замечательное наследие Шмемана, обратимся назад и посмотрим, что произошло в сфере литургики на протяжении прошедших 25 лет «после Шмемана». Я ограничу сферу внимания только литургической системой, известной как «византийский обряд», |
||
Несмотря на то, что данным научным термином некоторые православные писатели пренебрегают, а другие не используют, это единственное понятие, соответствующее исторической реальности. Использование термина «православная литургия», предпочитаемое многими православными авторами, является анахронизмом. Дело в том, что кроме византийской существуют и другие не менее «православные литургии», источники которых дошли до нас в рукописной традиции. Я имею в виду богослужения православных патриархатов Александрии, Антиохии и Иерусалима, подвергшихся постепенной византинизации в результате последствий исламского завоевания. Этот процесс прекрасно прослеживается по таким источникам, как древнейшая рукопись Литургии св. Иакова по свитку IX века Vatican gr. 2282 (издание: Mercier). Процесс постепенной византинизации завершился более или менее к XIII веку, и его история все еще ждет своего исследователя, см. Taft R. F. The Byzantine Rite. P. 56–57; Nasrallah J. La liturgie des Patriarcats melchites de 969 à 1300 // OC. № 71. 1987. P. 156–181; Hannick Ch. Annexions et reconquêtes Byzantines: peut-on parler d’»uniatisme» byzantin? // Irénikon. 1993. № 66. P. 451–474; Leeming K. The Adoption of Arabic as a Liturgical Language by the Palestinian Melkites // ARAM. 2003. № 15. P. 239–246; Todt K.-P. Religion und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in Mittelbyzantinischer Zeit // BZ. 2001. Bd. 94.P. 239–267. Все еще актуальны некоторые ранние исследования: Korolevsky C. Histoire des patriarcats melkites (Alexandrie, Antioche, Jérusalem) depuis le schisme monophysite du sixième siècle jusqu’ à nos jours. Vols. II–III. Vol. III. P. 1–21 = id. History of the Melkite Patriarchates (Alexandria, Antioch, Jerusalem) from the Sixth Century Monophysite Schism to the Present (1910). 3 vols. Vol. III.1. P. 1–25; Charon. P. 473–718 Meester de P. Grecques (liturgies) // DACL VI.2, 1605–1608. |
||
потому что для обозрения всей области литургиологии за прошедшую четверть века потребовалось бы гораздо больше времени, чем мне отведено. Но даже в тех ограниченных пределах, данных мне, я буду рассматривать главным образом новые сдвиги парадигм, или важнейшие продолжающиеся тенденции в православных литургических исследованиях за прошедшее двадцатипятилетие. Чтобы обсудить новые работы потребовалась бы уйма времени, и кроме того многие из прекрасных исследований до сих пор существуют лишь в виде неопубликованных докторских диссертаций, недоступных даже академической аудитории. |
|
|
Основной список важнейших событий, на мой взгляд, должен включать возрождение литургических исследований в постсоветской России, окончание эпохи в Папском Восточном институте со смертью Хуана Матеоса (23 сентября 2003 г.) и Мигеля Арранца (16 июля 2008 г.) и моей собственной отставкой с поста профессора литургики в установленном статутами учреждения возрасте 75 лет в 2007 г.; непреходящую актуальность текстуальных исследований и новых компьютерных методов; новые находки на Синае; основание мною серии Anaphorae Orientales [Восточные анафоры] для публикации критических изданий восточных анафор с переводом и комментариями; растущее влиянии социальной истории на литургическую историю; негативные явления, подобные редукции в экуменическом литургическом богословии из-за атак католических неоконсерваторов на недавние завоеванные позиции; конец западного романа с восточной литургией и сопутствующие обстоятельства, сигнализирующие о растущем интересе к ранней и/или восточной литургии, приведшем к основанию мною Societas Orientalium Liturgiarum [Общества Восточной литургии] в 2005 г.; недавние вызовы общепринятым воззрениям на христианскую литургию, брошенные неоскептицизмом школы Брэдшоу; и, конечно, непреходящую ценность трудов о. Александра Шмемана на протяжении долгих лет. Позволю себе прокомментировать затронутые вопросы, которые я вижу непосредственно относящимися к нашему сегодняшнему юбилейному собранию. |
|
|
ДАЛЕЕ
|
||
На главную страницу |
© С.
В.
Голованов, 2011 г. Это не средство массовой информации
|