|
Проф. Роберт Тафт о современном состоянии литургиологии и ее научного контекста |
Создано 5.09.2011 |
Из лекции памяти о. Александра Шмемана, прочитанной 30 января 2009 г. на симпозиуме «The Past and Future of Liturgical Theology: Celebrating the Legacy of Fathet Alexander Schmemann [Прошлое и будущее литургического богословия: отмечая юбилей о. Александра Шмемана]», состоявшемся в Свято–Владимирской Православной Богословской семинарии ПЦА в Йонкерсе (шт. Нью-Йорк) 29–31 января 2009 г. |
||
|
||
|
Литургия снизу | |
Также новым в литургических исследованиях является подход, который я называю «литургия снизу», исторический метод в котором литургические исследования пронизаны новыми акцентами социальной истории. В новой серии «Народная история христианства» Вирджиния Баррас и Ребекка Лаймен анонсируют три темы, которые будут проходить красной нитью через издание: «больший акцент на различие, чем на сходство; на локальное, чем на универсальное; и на практику, чем на теорию».Далее они продолжают: «У христиан действительно была тенденция думать на глобальном уровне, но они всегда действовали локально. Локальные действия и воплощенная практика также должны быть объектами нашего внимания, как и вселенские уст-ремления древних христиан». |
||
Introduction. The Shifting Focus of History / Burrus V. (ed.) // A People’s History of Christianity. Vol. 2: Late Antique Christianity. Minneapolis: Fortress, 2005. P. 1–23, здесь 2. |
||
Это равно справедливо и для византийского обряда, как это было убедительно продемонстрировано в недавней диссертации, защищенной в Папском Восточном институте, |
||
Докторская диссертрация Григориоса Иоаннидиса, под руководством Р. Тафта: Il codice liturgico Barberini greco 390 (неопубликованная докторская диссертация) Rome: PIO, 2000; см. также статьи Паренти, указанные в следующем прим. |
||
и особенно в труде проф. Стефано Паренти о том, что он окрестил «византийской литургической периферией». |
||
Среди работ Паренти, иллюстрирующих это, см. особенно Parenty S. Towards a Regional; также id. L’Eucologio slavo del Sinai nella storia dell’eucologio bizantino // Seminario del Dipartimento di Studi Slavi dell’Europa Centro-orientale, Università di Roma «La Sapienza». Filologia slava-2. Rome, 1997. |
||
Это облегчает понимание того, что я назвал «правилом
Типа О’Нила». Покойный спикер Палаты представителей США О’Нил прекрасно
выразился о своем ремесле: «Вся политика локальна», что применимо также
и к литургии. В ее генезисе, по крайней мере, все произошло из местных
обычаев. Как и политика, литургические обычаи могут перешагнуть
поместные границы, чтобы оказать влияния на более широкую традицию. Но у
них есть автохтонные истоки в своем начале, и исследователи к несчастью
этого часто не замечают. |
||
Jeffery P. A Chant Historian Reads Liturgiam Authenticam, 3: Languages and Cultures // Worship. 2004. № 78. P. 236–265, здесь 243. |
||
еп. Каллист Уэр |
Аналогично греко-православный митрополит Каллист Уэр, рецензируя недавнюю книгу о византийской Божественной литургии, отметил, что была проделана большая работа по истории евхаристии и о комментариях на нее:
|
|
Kallistos [Ware], Bishop of Dioklea The Meaning of the Divine Liturgy for the Byzantine Worshipper / Morris R. (ed.) // Church and People in Byzantium. Society for the Promotion of Byzantine Studies Twentieth Spring Symposium of Byzantine Studies, Manchester, 1986. Birmingham: Centre for Byzantine, Ottoman and Modern Greek Studies, 1990. P. 7-28, здесь 7-8. |
||
В последние годы моя собственная деятельность в
восточной литургиологии двигалась в этом направлении,
переориентировавшись с недавних исследований о методе к более широким
социокультурным вопросам, конкретному феномену народного литургического
участия, как это прослеживается в исторических документах. При этом в
некотором смысле я откликнулся на свое собственное обращение, сделанное
двадцать лет назад: |
||
В обзоре литургических исследований от 2001 года я указал некоторые недавние работы, ответившие на призыв обратиться к изучению литургической истории «снизу вверх». |
||
|
Russell J. C. The Germanization of Early Medieval Christianity. A Sociohistorical Approach to Religious Transformation. New York/Oxford: Oxford University Press, 1994. Юнгманн раскрыл тему в известном эссе Jungmann J. A. The Defeat of Teutonic Arianism and the Revolution in Religious Culture in the Early Middle Ages // id. Pastoral Liturgy. New York: Herder & Herder, 1962. P. 1–101. Эмон Даффи в работе о народном благочестии в Англии (Duffy E. The Stripping of the Altars. Traditional Religion in England 1400–1580, New Haven/London: Yale University Press, 1992) перевернул «устоявшиеся представления», что английская реформация обновила пришедшее в упадок католичество, пронизанное суевериями. О византийском христианстве в Италии: Croce G. M. La Badia Greca di Grottaferrata e la Rivista «Roma e l’Oriente». 2 vols. Città del Vaticano: Libreria Editrice Vaticana, 1990; Parenti S. Il monastero di Grottaferrata nel medioevo (1004–1462): segni e percorsi di una identità // OCA. Vol. 274. Rome: PIO, 2005. Авторы обоих трудов, миряне, дают возможность читателю соприкоснуться с жизнью древнего византийского монастыря у врат Рима. О греческом народном благочестии см. Hartnup K. «On the Beliefs of the Greeks». Leo Allatios and Popular Orthodoxy // The Medieval Mediterranean Peoples, Economies and Cultures, 400–1500. Leiden/Boston: E.J. Brill, 2004; и в том же самом ключе (в духе парадигмы литургической истории «снизу вверх») написаны работы Берта Гроена об употреблении и злоупотреблении таинством елеопомазания больных в современном греческом православии: Groen B. J. ‘Ter genezing van ziel en lichaam.’ De viering van het oliesel in de Grieks–Orthodoxe Kerk // Theologie & Empirie. № 11. Kampen/Weinheim: Deutscher Studien Verlag—J.H. Kok Publishing House, 1990; id. L’onction des malades dans l’Église grecque orthodoxe // Concilium. Vol. 234. 1991. P. 71–82. Проект издания документации Эвергетидского монастыря Школы греческих, римских и семитских исследований Королевского университета Белфаста иллюстрирует повседневную жизнь важнейшего средневекового монастыря Богородицы Эвергетиды в Константинополе: The Synaxarion of the Monastery of the Theotokos Evergetis, 2 vols. I: September–February; II: March-August; The Movable Cycle / Text and translation by Robert H. Jordan // BBTT. Vols. 6.5–6.6. Belfast: Belfast Byzan-tine Enterprises, 2000, 2005). В этом контексте следует обратить внимание на проект издания византийских типиконов Центром визинтинистики в Дамбартон-Оуксе (США): Thomas J. & Constantinides Hero A. (eds.) / BMFD. A Complete Translation of the Surviving Founders’ Typika and Testaments. 5 vols. Dumbarton Oaks Studies. Vol. 35. Washington, DC: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2000. |
|
ДАЛЕЕ | ||
На главную страницу |
© С.
В.
Голованов, 2011 г. Это не средство массовой информации
|