Роберт Тафт

Проф. Роберт Тафт о современном состоянии литургиологии и ее научного контекста  

Создано 5.09.2011

Из лекции памяти о. Александра Шмемана, прочитанной 30 января 2009 г. на симпозиуме «The Past and Future of Liturgical Theology: Celebrating the Legacy of Fathet Alexander Schmemann [Прошлое и будущее литургического богословия: отмечая юбилей о. Александра Шмемана]», состоявшемся в Свято–Владимирской Православной Богословской семинарии ПЦА в Йонкерсе (шт. Нью-Йорк) 29–31 января 2009 г.

 

 

ВЫШЕ

 

 

Литургия снизу  
 

Также новым в литургических исследованиях является подход, который я называю «литургия снизу», исторический метод в котором литургические исследования пронизаны новыми акцентами социальной истории. В новой серии «Народная история христианства» Вирджиния Баррас и Ребекка Лаймен анонсируют три темы, которые будут проходить красной нитью через издание: «больший акцент на различие, чем на сходство; на локальное, чем на универсальное; и на практику, чем на теорию».Далее они продолжают: «У христиан действительно была тенденция думать на глобальном уровне, но они всегда действовали локально. Локальные действия и воплощенная практика также должны быть объектами нашего внимания, как и вселенские уст-ремления древних христиан».

 

Introduction. The Shifting Focus of History / Burrus V. (ed.) // A People’s History of Christianity. Vol. 2: Late Antique Christianity. Minneapolis: Fortress, 2005. P. 1–23, здесь 2.

Introduction

 

Это равно справедливо и для византийского обряда, как это было убедительно продемонстрировано в недавней диссертации, защищенной в Папском Восточном институте,

 
 

Докторская диссертрация Григориоса Иоаннидиса, под руководством Р. Тафта:  Il codice liturgico Barberini greco 390 (неопубликованная докторская диссертация) Rome: PIO, 2000; см. также статьи Паренти, указанные в следующем прим.

 
 

и особенно в труде проф. Стефано Паренти о том, что он окрестил «византийской литургической периферией».

 
 

Среди работ Паренти, иллюстрирующих это, см. особенно Parenty S. Towards a Regional; также id. L’Eucologio slavo del Sinai nella storia dell’eucologio bizantino // Seminario del Dipartimento di Studi Slavi dell’Europa Centro-orientale, Università di Roma «La Sapienza». Filologia slava-2. Rome, 1997.

 
 

Это облегчает понимание того, что я назвал «правилом Типа О’Нила». Покойный спикер Палаты представителей США О’Нил прекрасно выразился о своем ремесле: «Вся политика локальна», что применимо также и к литургии. В ее генезисе, по крайней мере, все произошло из местных обычаев. Как и политика, литургические обычаи могут перешагнуть поместные границы, чтобы оказать влияния на более широкую традицию. Но у них есть автохтонные истоки в своем начале, и исследователи к несчастью этого часто не замечают.
Профессор Питер Джефри из Принстонского университета прокомментировал: «Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы заниматься исследованием опыта мирян из богослужения»

 

Jeffery P. A Chant Historian Reads Liturgiam Authenticam, 3: Languages and Cultures // Worship. 2004. № 78. P. 236–265, здесь 243.

 

еп. Каллист Уэр

Аналогично греко-православный митрополит Каллист Уэр, рецензируя недавнюю книгу о византийской Божественной литургии, отметил, что была проделана большая работа по истории евхаристии и о комментариях на нее:


Гораздо меньше внимания, однако, было посвящено влиянию литургии на повседневную жизнь людей. Какое воздействие богослужение оказывало на византийского христианина, который не был образованным богословом или членом клира? Насколько хорошо слова молитв и церемоний были понятны общине верных? Вот многообещающая область для будущих исследований.

 

Kallistos [Ware], Bishop of Dioklea The Meaning of the Divine Liturgy for the Byzantine Worshipper / Morris R. (ed.) // Church and People in Byzantium. Society for the Promotion of Byzantine Studies Twentieth Spring Symposium of Byzantine Studies, Manchester, 1986. Birmingham: Centre for Byzantine, Ottoman and Modern Greek Studies, 1990. P. 7-28, здесь 7-8.

 
 

В последние годы моя собственная деятельность в восточной литургиологии двигалась в этом направлении, переориентировавшись с недавних исследований о методе к более широким социокультурным вопросам, конкретному феномену народного литургического участия, как это прослеживается в исторических документах. При этом в некотором смысле я откликнулся на свое собственное обращение, сделанное двадцать лет назад:
больше нельзя исследовать прошлое сверху вниз. То, что мы находим в богослужебных списках, было вложено в социокультурное окружение, за пределами которого литургия не может быть понята во всей полноте, потому что ее творили живые люди. Кроме того, подобные литературные памятники являются произведениями высокой культуры, а это лишь половина истории…

 
 

В обзоре литургических исследований от 2001 года я указал некоторые недавние работы, ответившие на призыв обратиться к изучению литургической истории «снизу вверх».

Скачать в виде PDF 

Йозеф Юнгманн

Эмон Даффи

Russell J. C. The Germanization of Early Medieval Christianity. A Sociohistorical Approach to Religious Transformation. New York/Oxford: Oxford University Press, 1994. Юнгманн раскрыл тему в известном эссе Jungmann J. A. The Defeat of Teutonic Arianism and the Revolution in Religious Culture in the Early Middle Ages // id. Pastoral Liturgy. New York: Herder & Herder, 1962. P. 1–101. Эмон Даффи в работе о народном благочестии в Англии (Duffy E. The Stripping of the Altars. Traditional Religion in England 1400–1580, New Haven/London: Yale University Press, 1992) перевернул «устоявшиеся представления», что английская реформация обновила пришедшее в упадок католичество, пронизанное суевериями. О византийском христианстве в Италии: Croce G. M. La Badia Greca di Grottaferrata e la Rivista «Roma e l’Oriente». 2 vols. Città del Vaticano: Libreria Editrice Vaticana, 1990; Parenti S. Il monastero di Grottaferrata nel medioevo (1004–1462): segni e percorsi di una identità // OCA. Vol. 274. Rome: PIO, 2005. Авторы обоих трудов, миряне, дают возможность читателю соприкоснуться с жизнью древнего византийского монастыря у врат Рима. О греческом народном благочестии см. Hartnup K. «On the Beliefs of the Greeks». Leo Allatios and Popular Orthodoxy // The Medieval Mediterranean Peoples, Economies and Cultures, 400–1500. Leiden/Boston: E.J. Brill, 2004; и в том же самом ключе (в духе парадигмы литургической истории «снизу вверх») написаны работы Берта Гроена об употреблении и злоупотреблении таинством елеопомазания больных в современном греческом православии: Groen B. J. ‘Ter genezing van ziel en lichaam.’ De viering van het oliesel in de Grieks–Orthodoxe Kerk // Theologie & Empirie. № 11. Kampen/Weinheim: Deutscher Studien Verlag—J.H. Kok Publishing House, 1990; id. L’onction des malades dans l’Église grecque orthodoxe // Concilium. Vol. 234. 1991. P. 71–82. Проект издания документации Эвергетидского монастыря Школы греческих, римских и семитских исследований Королевского университета Белфаста иллюстрирует повседневную жизнь важнейшего средневекового монастыря Богородицы Эвергетиды в Константинополе: The Synaxarion of the Monastery of the Theotokos Evergetis, 2 vols. I: September–February; II: March-August; The Movable Cycle / Text and translation by Robert H. Jordan // BBTT. Vols. 6.5–6.6. Belfast: Belfast Byzan-tine Enterprises, 2000, 2005). В этом контексте следует обратить внимание на проект издания византийских типиконов Центром визинтинистики в Дамбартон-Оуксе (США): Thomas J. & Constantinides Hero A. (eds.) / BMFD. A Complete Translation of the Surviving Founders’ Typika and Testaments. 5 vols. Dumbarton Oaks Studies. Vol. 35. Washington, DC: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2000.

  ДАЛЕЕ  

Каталог издателя

На главную страницу © С. В. Голованов, 2011 г.

Это не средство массовой информации

 

Hosted by uCoz