Роберт Тафт

Проф. Роберт Тафт о современном состоянии литургиологии и ее научного контекста  

Создано 4.09.2011

Из лекции памяти о. Александра Шмемана, прочитанной 30 января 2009 г. на симпозиуме «The Past and Future of Liturgical Theology: Celebrating the Legacy of Fathet Alexander Schmemann [Прошлое и будущее литургического богословия: отмечая юбилей о. Александра Шмемана]», состоявшемся в Свято–Владимирской Православной Богословской семинарии ПЦА в Йонкерсе (шт. Нью-Йорк) 29–31 января 2009 г.

ВЫШЕ

 

Историко-критические и текстологические исследования

 

Елена Велковска

Во-вторых, я должен подчеркнуть дальнейшее продвижение историко-критических и текстологических исследований, как в России, так и в более широком научном пространстве православного исповедания. Знать, что означает на самом деле любой аспект христианской литургии — действительно христианской литургии — означает вплоть до сегодняшнего дня то, как он должен быть понят, совершен и объяснен на пастырском уровне. Все это происходит из предпосылки, что христианская литургия является объективной реальностью, значение которой заключается не в том, что мы о ней думаем, чувствуем или фантазируем, или хотели бы, чтобы это было именно так. Ее смысл покоится в глубинах христианского предания. Поэтому на фоне продолжающегося поиска релевантности (значимости) в литургии я не устаю повторять, что нет ничего более релевантного, чем знание, и ничего более иррелевантного, чем невежество. Единственный надежный способ понимания и осмысления любого культурного феномена заключается в том, чтобы увидеть, чем это явление было раньше и каким образом дошло до наших дней в его современном виде. Это можно сделать, только изучив его генезис и развитие, одним словом, историю, куда входит и способ функционирования данного феномена в наши дни.

 

 

 

Стефано Паренти

Но изучить историю — значит постигнуть ее в памятниках, дошедших до наших дней из глубины веков христианской древности. Мы используем при этом современные методы записи, обработки и интерпретации данных, но в конечном счете все сводится к чтению древних текстов. Но, чтобы изучать тексты, нужно в первую очередь убедиться в их надежности, а это значит подготовить их критические издания на основе лучших дошедших до нас рукописных памятников. Здесь следует сказать, что наконец-то в нашем распоряжении есть критическое издание древнейшего византийского литургического евхология по ватиканскому кодексу Barberini gr. 336 середины VIII в., осуществленное двумя моими бывшими студентами супругами Еленой Велковской и Стефано Паренти. То, что мы ждали двенадцать столетий критического издания этого важнейшего памятника, обнажило тот факт, что византийская литургиология является делом отдаленной эсхатологической перспективы.

Евхологий Барберини 336

 

  ДАЛЕЕ  

Каталог издателя

На главную страницу © С. В. Голованов, 2011 г.

Это не средство массовой информации

 

Hosted by uCoz