|
Проф. Роберт Тафт о современном состоянии литургиологии и ее научного контекста |
Создано 28.08.2011 |
Из лекции памяти о. Александра Шмемана, прочитанной 30 января 2009 г. на симпозиуме «The Past and Future of Liturgical Theology: Celebrating the Legacy of Fathet Alexander Schmemann [Прошлое и будущее литургического богословия: отмечая юбилей о. Александра Шмемана]», состоявшемся в Свято–Владимирской Православной Богословской семинарии ПЦА в Йонкерсе (шт. Нью-Йорк) 29–31 января 2009 г. |
||
|
||
|
Новые находки | |
Глаголическая псалтырь |
В-третьих, нужно также отметить редкие, но случающиеся (обычно случайные) находки доселе неизвестных текстов, поражающие научную общественность, как удар грома. В 1975 г. «новые находки» на горе Синай озарили византийскую литургиологию, словно вспышка молнии. Это произошло в результате строительных работ в северной стене Монастыря Св. Екатерины, где была обнаружена замурованная комната с огромным массивом литургических рукописей. |
|
Основная информация и ранняя библиография об этих находках приводится в статье Mathiesen R. New Old Church Slavonic Manuscripts on Mount Sinai // Harvard Ukrainian Studies. 1991. № 15. P. 192–199. О богослужении на Синае см. Taft R. F. Greek Monastic Liturgy on the Sinai Peninsula in the First Millennium: Glimpses of a Lost World // Conference at the Symposium Holy Image—Hallowed Ground: Icons from Sinai, 26–27 January 2007, at the J. Paul Getty Museum and The Fowler Museum (UCLA), в печати в материалах симпозиума. |
Загрузить Harvard Ukrainian Studies. 1991. № 15 |
|
По непонятным причинам новости об открытии этих манускриптов попали в прессу только в 1978 г. Несмотря на фрустрацию, вызванную ожиданием ценнейшего нового материала, выдаваемого академическому сообществу в час по чайной ложке, находки, включая рукописи на главных языках различных палестинских сообществ, местных или паломнических, как уже отмечалось, имеют чрезвычайное значение для изучения истории византийского обряда. Позднеантичный и средневековый Синай был населен монахами разного рода и племени, и огромная библиотека Монастыря Св. Екатерины содержит наибольшее существующие собрание агиополитских рукописей, львиную долю которых составляют литургийные списки не только на греческом, но также и на всех других традиционных литургических языках поздней античности и средневековья: арабском, армянском, бесском, грузинском, коптском, сирском, славянском, палестино-сирском и эфиопском. |
||
О происхождении манускриптов в библиотеке Монастыря св. Екатерины мы почти ничего не знаем: см. Nasrallah J., Haddad R. Histoire du mouvement littéraire dan l’Église melchite du Ve au XXe siècle. Contribution à l’étude de la littérature arabe chrétienne. Damascus: Fondation Joseph Nasrallah – Éditions de l’Institut français de Damas, 1996. Vol. II. Tome I. P. 634–750. 63–64. (рецензия FR) О рукописях, см. общие работы: Kamil M. Catalogue of All Manuscripts in the Monastery of St. Catherine on Mount Sinai. Wiesbaden, 1970; Géhin P., Frøyshov S. Nouvelles découvertes sinaïtiques: à propos de la parution de l’inventaire des manuscrits grecs // REB. № 58. 2000. P. 167–184; Греческие рукописи: Répertoire des Bibliothèques et des catalogues de manuscripts grecs de Marcel Richard, 3e édition entièrement refondue par Jean-Marie Olivier // Corpus Christianorum, Turnhout: Brepols, 1995. §§2169–2199 (рецензия FR); Harlfinger D., Reinsch D. R., Sonderkamp J. A. Specimina Sinaitica. Die datierten griechischen Handschriften des Katharinen-Klosters auf dem Berge Sinai 9. bis 12. Jahrhundert. Berlin: D. Reimer Verlag, 1983; Арабские рукописи: Atiya A. S. Complete Analytical Listing of the Arabic Collection Preserved in the Monastery of St. Catherine, Mt. Sinai (на арабском языке). Alexandria: Galal Hazzi & Co., 1970; Грузинские рукописи: Garitte G. Catalogue des manuscripts géorgiennes littéraires du Mont Sinaï // CSCO 165. Subsidia 9. Louvain: L. Durbecq, 1956, index 308: «liturgiques, textes»; Славянские рукописи: Tarnanides I. The Slavonic Manuscripts Discovered in 1975 at St Catherine’s Monastery on Mount Sinai // St Catherine’s Monastery on Mount Sinai. № 3. Thessalonika: Hellenic Association for Slavic Studies, 1988; Parenti S. L’Eucologio slavo del Sinai nella storia dell’eucologio bizantino // Seminario del Dipartimento di Studi Slavi dell’Europa Centro-orientale, Università di Roma «La Sapienza». Filologia slava. № 2. Rome, 1997); id. Influssi italo-greci nei testi eucaristici bizantini dei «Fogli Slavi» del Sinai (XI sec.) // OCP. 1991. № 57. P. 145–177; id. Глаголический список римско-византийской литургии Св. Петра // Palaeobulgarica. № 18/4. 1994. P. 3–14; Velkovska E. La liturgia presso gli Slavi ortodossi / Capaldo M. (ed.) // Lo spazio letterario del medioevo. 3. Le culture circostanti. Vol. 3: Le culture slave. Rome: Salerno Editrice, 2006. P. 405–437; ead. Nuovi paralleli greci dell’Eucologio slavo del Sinai // Seminario del Dipartimento di Studi Slavi dell’Europa Centro-orientale, Università di Roma «La Sapienza». Filologia slava. № 1. Rome, 1996; ead. Una preghiera dell’incenso nell’Eucologio slavo del Sinai // EL. 1996. № 110. P. 257–261. |
||
Стиг Симеон Фрейсхов, выпускник Свято-Владимирской семинарии, а ныне профессор литургических исследований теологического факультета Университета Осло в Норвегии, изучает эти литургические списки среди недавних находок, и его открытия переворачивают наши устоявшиеся взгляды на раннюю историю формирования агиополитского и ранневизантийского обряда. |
||
Frøyshov S. L’Horologe «géorgien» du Sinaiticus ibericus 34. Tome I: Texte; Tome II: Commentaire. Thèse présentée pour l’obtention du Doctorat conjoint en histoire des religions et anthropologie religieuse (Paris IV—Sorbonne), en théologie (Institut Catholique de Paris), et en théologie (Institut de Théologie Orthodoxe Saint–Serge). Paris, 2003. P. 317. Я признателен проф. Фрейсхову за присылку мне копии своей диссертарции, публикации которой мы ждем с нетерпением. Он дал ее резюме в недавних статьях: The Early Development of the Eight Mode System in Jerusalem // SVTQ. 2007. № 51. P. 139–178, с обширной библиографией (p. 173–178); id. The Georgian Witness to First Millennium Jerusalem Liturgy: New Sources and Studies // II International Congress of the Society for Oriental Liturgy (SOL), Rome, 17–20 Sept. 2008, в печати в издании материалов конгресса. |
||
Литургия Палестины в I тысячелетии Христианства, конечно, была одним из двух главных частей, позже сформировавших современный византийский обряд. |
||
ДАЛЕЕ | ||
На главную страницу |
© С.
В.
Голованов, 2011 г. Это не средство массовой информации
|